Успешная адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов Российской Федерации

Методический материал

Лекция «Интегрированный урок русского языка. Успешный опыт регионов».

Методические рекомендации по изучению темы

Тема содержит лекционную часть, где даются общие представления по теме. К лекции прилагается список литературы, по которым следует изучить материал по данной теме. Сначала надо прочитать представленный теоретический материал, ознакомиться с терминами из глоссария. Далее проверить усвоение темы можно по вопросам для самоконтроля.

Глоссарий

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и русский язык как неродной.

ИНТЕГРАЦИЯ – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Содержание лекции:

  1. Интегрированный урок русского языка. Успешный опыт регионов.

1. Интегрированный урок русского языка. Успешный опыт регионов

Интегрированный урок – одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и русский язык как неродной.

Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Преимущества интеграции на уроке

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна:
    • использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков;

    • снимается утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышается познавательный интерес;

    • служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

  4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

  • логической взаимообусловленностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

  • большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

  1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
  2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
  3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Практическая работа

Проведите анализ предложенного интегрированного урока: биология + русский язык по теме «Осень глазами поэта и ученого».

Вопрос для обсуждения

Ваше мнение о возможности проведения интегрированного урока русский языка как неродной с другими учебными предметами.

Какие элементы интегрированного урока «Осень глазами поэта и ученого» вызвали у Вас особый интерес, какие методические приемы Вы можете применить на уроке русского языка, на уроке русского языка как неродного?

Предложите тему и авторский план интегрированного урока русский язык как неродной + ?

Поделитесь опытом проведения интегрированных уроков.

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

Авторы: Дощинский Роман Анатольевич, учитель русского языка и литературы, доцент кафедры филологического образования МИОИ, к.п.н., руководитель исполкома общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»;

Уткина Анна Владимировна, учитель биологии

Учебные предметы: Биология, Русский язык

Цель урока: получение эмоционального заряда для претворения творческих дерзаний в науке, литературе, искусстве.

Тип урока: бинарный урок-обобщение.

Задачи урока:

  1. Образовательные задачи:
    • актуализировать знания учащихся об основных стилях русского языка;

    • выявить особенности художественного и научного стилей;

    • сформулировать определение листопада, выяснить значение листопада в жизни растений, рассказать о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом.

  2. Развивающие задачи:
    • продолжить формирование художественной и научной картин мира;

    • продолжить формирование умений и навыков наблюдать и делать выводы;

    • продолжить работу над развитием индивидуальных особенностей обучающихся при выполнении творческих заданий.

  3. Воспитательные задачи:
    • продолжить воспитание бережного отношения к природе, к человеку как части природы;

    • продолжить воспитание толерантности по отношению к представителям художественной и научной сфер жизни.

Оборудование и оформление урока:

  • на доске прописана тема урока, вокруг темы из осенних листьев. Листопад (сам кабинет также украшен гирляндами из осенних листьев), висят «осенние», на фоне осенней природы, портреты А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, а также репродукции знаменитых пейзажных полотен И.И. Левитана, на закрытой части доски нарисована неполная схема «Стили речи»;

  • на стенде помещены детские творческие работы (рисунки листьев и стихотворения на тему «Листопад»);

  • к костюмам учителей и ребят приколоты сложенные в цветок осенние листочки;

  • в руках у учителя словесности букет из осенних листьев;

  • учитель биологии предстает перед школьниками в неожиданном амплуа, исполняя на фортепиано отрывок «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»;

  • каждый ученик на парте имеет учебную (рабочую) карточку, одна сторона которой представляет собой теоретическую часть урока, другая – практическую (см. материал приложения 1);

  • мультимедийное оборудование с готовой учебной презентацией (см. кадры приложения 2);

  • магнитофонная запись стихотворений русских поэтов об осени с музыкальным сопровождением;

  • гитара.

Ход урока

Этап урока и его хронометраж Содержание материала Методические приемы
1. Организационный момент, мотивация активности учащихся (5 мин.). 1. Учитель биологии исполняет отрывок «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года». В этот момент учитель словесности читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень», в то же время проходя по рядам и раздавая детям, как маленькие подарки, осенние листочки, тем самым создавая очень доброжелательную и теплую атмосферу на уроке:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

2. (в презентации идет кадр 1) Учитель биологии оставляет фортепиано и начинает рассказывать ребятам о том, как у двух учителей школы рождался замысел столь необычного урока. Он объявляет тему урока, показывая при слове «поэта» на учителя словесности, а при слове «ученого» - на себя.
3. Учитель словесности подхватывает ход мысли учителя биологии. Он проясняет задачи урока:
- На уроке мы должны решить следующие задачи:
  • повторить сведения об основных стилях речи русского языка;

  • более подробно познакомиться с признаками художественного и научного стилей;

  • взглянуть на осень с позиций разных стилей речи, но прежде всего художественного и научного.

Используются приемы интриги для создания положительного настроя учащихся.
2. Основная часть урока: «Осень глазами поэта» (10 мин.). 1. Вступительное слово:
- (в презентации идут кадры 2 – 4) Для начала попытаемся понять, а что такое стиль. Согласитесь: есть стиль в одежде, есть архитектурный стиль, музыкальный и т.д. Но о чем говорим мы, употребляя термин «стиль речи»?
2. Актуализация сведений:
- (в презентации идут кадры 5 – 8) Давайте вспомним, сколько стилей речи в русском языке. Покажите пальчиками. Теперь посмотрите на доску (учитель открывает ранее закрытую часть доски) и на экран. Вам предлагается схема стилей речи, но она, как вы видите, далеко не полная. Кто дорисует ее?..
- А пока идет работа, выясним, что мы уже знаем о стилях речи. Задание: представьте себе, что скоро в классе состоится праздник «Осенний бал». Вам нужно: А) составить объявление; Б) рассказать родителям. Какими стилями речи вы воспользуетесь? Еще задание: прочитайте два текста. К каким стилям они относятся? 1) Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились солнцем, что к осени стали золотыми. 2) Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и желтые красящие вещества (пигменты) в клетках листьев при этом сохраняются и становятся заметными.
- Посмотрим, что получилось со схемой. (обращаясь к классу) Все правильно?..
3. Введение нового материала:
- (в презентации идут кадры 9 – 14) Ребята, стили речи отличаются друг от друга набором признаков. Эти признаки хорошо определяются по вопросам:
  • В какой обстановке говорим?

  • С какой целью говорим?

  • Каким жанром речи пользуемся?

  • Какие общие черты имеет речь?

  • К каким языковым средствам (лексическим, морфологическим, синтаксическим и текстовым) прибегаем?

- Прежде чем для разбора мы возьмем два обозначенных в задачах урока стиля, я хочу узнать, хорошо ли вы отличаете стили речи на слух. Послушаем диалог (2 ученика разыгрывают сценку «Разговор по телефону»):
- Привет, Диана! Сегодня такая хорошая погода! Просто чудесная! Я сейчас гуляю по лесу. Здесь так красиво, листопад в самом разгаре. Хожу по земле, как по золотому ковру.
- Здравствуй, Саша! А я вот дома сижу, болею. Тебе нравится осень, а мне нисколько. Льют беспрерывные дожди. Что тут может быть хорошего? Дуют сильные ветры. Из-за них я и простудилась.
- Ты что такое говоришь? Осень – это прекрасное время года. Ее А.С. Пушкин любил и много произведений ей посвятил.
- Давай лучше каждый останется при своем мнении.

- Подскажите нам, а какой это был стиль речи. Действительно, налицо следующие признаки разговорного стиля: они есть и на экране, и на вашей учебной карточке. Возьмите ее в руки и найдите теоретическую часть…
- Идем дальше. Думаю, для вас не секрет, что любимое время года для А.С. Пушкина была осень. Но особенно полюбил осень поэт в Болдине – своем имении. Послушаем короткий доклад на эту тему (ученик, надев очки и подражая видному пушкинисту, убедительно и эмоционально читает доклад):
«Болдинской осенью» называют осень 1830 года, проведенную Пушкиным в имении Болдине Нижегородской губернии и прославленную творениями поэта, созданными за эти три месяца. Творчество это настолько огромно, такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю его жизнь.
Пушкин сам был взволнован невероятным урожаем Болдинской осени, о чем радостно извещал своего друга Плетнева, вернувшись в Москву: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать… Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий… около 30 мелких стихотворений… Написал я прозою 5 повестей…» Не назвал поэт еще «Сказку о попе и о работнике его Балде», неоконченные «Сказку о медведихе» и «Историю села Горюхина», а также критические статьи.
- Если беседа по телефону – это яркий образец разговорного стиля речи, то к какому стилю можно отнести данный доклад?.. И вот признаки публицистического стиля (они все дублируются на экране и на вашей учебной карточке).
4. Закрепление.
- (в презентации идут кадры 15 – 17) Ну а сейчас выступит… Он прочтет стихотворение, которое сам и объявит (ученик наизусть декламирует стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»):
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
- Какой же это стиль?.. Обратите внимание на такие признаки художественного стиля (смотрим на экран и на учебную карточку). Но самой очевидной приметой художественного стиля, безусловно, можно по праву считать сравнения, метафоры и эпитеты.
- Вернемся к стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Где в нем спрятались эти самые сравнения, метафоры и эпитеты?.. (настройка презентационного кадра контролирует ответы ребят) Подскажите, а почему это некоторые стихотворные строчки получились очень большими?
5. Промежуточное подведение итогов:
- Итак, о чем же мы говорили с вами все это время? О стилях… А более конкретно? О художественном стиле. Что позволительно в художественном стиле и недопустимо, например, в научном? Образность, выразительность.
- У меня все, я передаю слово своему коллеге.
Беседа с элементами рассказа о стилях русского языка и их особенностях, выполнение индивидуальных заданий учащимися (спонтанных и заранее подготовленных).
3. Основная часть урока: «Осень глазами ученого» (10 мин.). 1. Вступительное слово:
- (в презентации идет кадр 18) Что такое художественное слово, (я ничуть не сомневаюсь) вам стало понятно. А чем же занимается такая наука, как биология?.. Какие ее разделы вы можете вспомнить?..
2. Актуализация сведений:
- На прошлом уроке мы совершили экскурсию на пришкольный участок – в нашу маленькую экосистему. Мы наблюдали с вами явления, происходящие осенью в природе, и особенно в жизни растений. Какие компоненты образуют любую экосистему? (в презентации идет кадр 19) Какие изменения происходят осенью в неживой природе? Что происходит в мире растений? При ответах можно воспользоваться вашими отчетами и заметками, которые были сделаны на экскурсии.
3. Введение нового материала:
- Обратимся к непосредственному анализу осенних явлений в жизни растений:
а) (в презентации идет кадр 20) Кто попытается дать определение термину «листопад»… Листопад – это естественное отделение листьев от стебля при их отмирании.
б) Каково значение листопада?.. Предохранение растения от потери влаги и предохранение от обламывания ветвей под тяжестью снега.
в) Какое еще явление, близкое к листопаду, может наблюдаться осенью? Веткопад.
г) Листопаду предшествуют сложные процессы, происходящие в листьях (в презентации идет кадр 21). Старение листьев характеризуется разрушением хлорофилла, снижением активности жизненных процессов, преобладанием в обмене веществ процессов распада, накоплением ненужных и вредных веществ, менее активным питанием и дыханием, отсутствием роста и размножения, формированием отделительного слоя.
д) Наблюдения по таблице «Клеточные изменения перед опадением листьев».
е) (в презентации идет кадр 22) Укажем и на другие осенние явления: образование плодов и семян, запасание питательных веществ у многолетних растений, окончательное формирование почек.
4. Закрепление:
- А сейчас мы попробуем выделить признаки научного стиля, с помощью которого мы строили свой рассказ об осенних явлениях в жизни растений.
- Давайте вернемся к кадру 20. Какое обобщающее слово можно подобрать к выделенным словам? (Научные термины). Когда мы даем определение листопада, то упоминаем оестественном отделении листьев от стебля? А какое еще может быть отделение? (Однозначность терминов)
- Давайте еще раз посмотрим кадры 18 и 19. Какие приемы подачи материала помогли в объяснении материала (Использование схем и таблиц). При составлении отчета об экскурсии я советовала вам избегать таких речевых оборотов: «Стоял теплый осенний денек, и мы всем классом вышли на экскурсию… Во время экскурсии настроение у меня было прекрасное, я увидел…» (Отвлеченность, строгая логичность, нейтральная и книжная лексика, объективность и некоторая сухость изложения).
5. Промежуточное подведение итогов:
- Обратим наше внимание на кадр 23 и теоретический материал ваших учебных карточек. Где же мы используем научный стиль? В научных статьях, обзорах, монографиях, учебниках, рецензиях, на лекциях и т.д.
Рассказ с элементами беседы при использовании материалов экскурсии «Осенние явления в жизни растений».
4. Практическая часть урока (10 мин.). Выполнение учащимися заданий на учебной карточке. Учитель словесности:
- А чтобы урок не показался вам далеким от жизни, переверните учебную карточку и в оставшееся время выполните практические задания как по словесности, так и по биологии.
Фоном идет магнитофонная запись декламаций известных стихотворений об осени. Краткие комментарии учителей.
Самостоятельная работа учащихся. Примерные ответы учащихся на творческие задания см. вприложении 3.
6. Заключение (5 мин.). 1. Повторение и обобщение учебного материала. Обсуждение результатов работы. Учитель биологии:
- Чему же вы научились сегодня на уроке? Различать художественный и научный стили речи.
Учитель словесности:
- Но помните: мир сложен и многогранен. Не следует думать, что ученый использует в своей речи только термины, а эстет – исключительно сравнения, метафоры и эпитеты. Вот и сегодня учитель биологии, как вы могли заметить, не раз прибегал к образности и выразительности, а учитель словесности – к научной терминологии. Если бы мы, два учителя, были столь противоположны в своих речевых высказываниях, мы бы никогда не смогли договориться и провести общий урок.
2. Выводы о работе учащихся на уроке. Учитель биологии:
- Сегодня на уроке потрудились…
3. Домашнее задание: 1 вариант – заготовить стихотворные цитаты для описания осенней картины художника; 2 вариант – заготовить научные термины и выражения для описания одной из осенних иллюстраций учебника биологии.
4. Организация перемены: старшеклассники на гитаре исполняют популярные эстрадные композиции об осени: песню группы «ДДТ» - «Что такое осень?» и песню иеромонаха Романа – «Радость моя» (тексты песен см. в приложении 4).
Беседа.

Интегрированный урок по теме «Осень глазами поэта и ученого»
Теоретическая часть урока

Разговорный стиль:

Сферы применения – быт, семейные и дружеские отношения. Цели – обмен информацией, впечатлениями с близкими людьми, установление межличностных связей.

Жанры – беседы, телефонные разговоры, записки близким людям, личные письма, дневниковые записи.

Характерные стилевые черты – неподготовленность (спонтанность, ситуативность), непринужденность, отсутствие строгой логичности, экспрессивность-эмоциональность-оценочность-образность, сильна роль внеязыковых факторов при контактных формах общения (мимика, жест).

Используемые языковые средства:

  • лексические – только общеупотребительная лексика, обиходно-бытовые слова и фразеологизмы, эмоциональная окрашенность лексики (в том числе за счет уменьшительно-ласкательных суффиксов), ситуативная синонимика, лексические повторы;

  • морфологические – преобладание глаголов, использование звательной формы типа Коль, употребление количественных числительных в им. п. вместо косвенных, обилие частиц и междометий;

  • синтаксические – простые неполные предложения, вводные конструкции, обращения, инверсии, конструкции с бессоюзной связью, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;

  • текстовые – диалоговость, относительная вольность в оформлении.

Публицистический стиль:

Сферы применения – общественная жизнь, политика и культура (ораторское искусство), агитационно-массовая (журналистская, СМИ) деятельность: газеты, журналы, радио, телевидение, реклама. Цели – представление информации об общественно важных событиях и делах, воздействие, пропаганда, формирование общественного (массового) мнения.

Жанры – выступления на митинге, доклады, лекции, диспуты, дискуссии, статьи, брошюры (на общественные темы), очерки (путевые, портретные, проблемные), заметки (информационные и проблемные), репортажи, корреспонденции, интервью, фельетоны.

Характерные стилевые черты – информативность, логичность, экспрессивность

  • эмоциональность-оценочность-образность, авторская индивидуальность при условии доступности понимания, т.е. сочетание стандарта и свободы в известном пределе, монологово-диалоговый характер, призывность, страстность.

Используемые языковые средства:

  • лексические – общественно-политическая лексика, все стилистические (риторические) тропы, лексические повторы, фразеологизмы;

  • морфологические – многообразие морфологических форм;

  • синтаксические – все стилистические (риторические) фигуры, обращения, вводные конструкции, неполные предложения, все типы предложений по цели высказывания и интонации;

  • текстовые – небольшие предложения, в абзац может быть выделено одно предложение, заголовок привлекает внимание.

Художественный стиль:

Сферы применения – искусство слова (словесно-эстетическое творчество). Цели – эстетическое осмысление мира, воздействие путем художественного изображения жизни (художественных образов).

Жанры – по родам худ. лит. (эпос – романы, повести, рассказы, басни; лирика – сонеты, стихотворения; драма – трагедии, комедии).

Характерные стилевые черты – конкретность, большая выразительность, т.е. экспрессивность-эмоциональность-оценочность образность речи.

Используемые языковые средства:

  • лексические – все стилистические (риторические) тропы, устаревшая лексика и даже диалектная и пр., авторские неологизмы;

  • морфологические – многообразие морфологических форм, включая переносное употребление форм наклонения и времени глагола;

  • синтаксические – все стилистические (риторические) фигуры, стихотворные приемы, роль интонации, преобладание СПП с несколькими придаточными и сложных предложений с разными видами связи;

  • текстовые – периодизация речи, относительная свобода абзацного членения.

Научный стиль:

Сферы применения – наука и техника, образование, популяризация научных достижений, справочная и энциклопедическая литература. Цели – сообщение о научно-технических открытиях, их разъяснение, т.е. описание закономерностей, теорий и пр.

Жанры – выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи и книги (на научные темы), учебники, монографии, рефераты, диссертации, рецензии.

Характерные стилевые черты – объективность, монологичность, смысловая точность (терминологичность), подчеркнутая логичность, доказательность в изложении материала, абстрактность (отвлеченность, обобщенность), некоторая сухость речи.

Используемые языковые средства:

  • лексические – специальная лексика, в том числе научные термины, тщательный подбор однозначных слов или многозначных слов в прямом значении, употребление слов в предельно абстрактном значении;

  • морфологические – преобладание абстрактных и вещественных сущ., местоимений 3-го лица, кратких прилаг., причастий и деепричастий, глаголов несов. в. в наст. вр., указательных и определительных мест.;

  • синтаксические – прямой порядок слов, вводные конструкции, сложные предложения с обособленными членами, выраженными причастными оборотами, страдательные и безличные конструкции, отсутствие авторских вопросительных и восклицательных предложений;

  • текстовые – выдержанная структура рассуждения, стандартные обороты речи.

Практическая часть урока

Лингвистические задания: Биологические задания:
1. Прочитайте 3 текста. Рядом подпишите, к каким стилям речи они относятся.
а) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. Различают ливневый и обложной дождь.
б) Дождь… Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо.
в) – Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки.
– Не повезло тебе!
2. Придумайте стихотворение по рифмам, правильно расставьте знаки препинания:
ДОРОЖКА
ГУСТОЙ
ЛУКОШКО
С СОБОЙ
1. Дополните предложения, используя знания, полученные на уроке, и статью учебника:
Листопад – это ________________________________________________.
Листопад предохраняет растения от _______________________ и _______________________.
Старение листьев сопровождается снижением активности жизненных процессов: преобладают процессы распада, накапливаются ________________________________________________.
Изменение окраски листьев связано с ________________________________________________.
2. Из предложенного перечня выберите признаки, относящиеся к научному стилю, и подчеркните правильные варианты карандашом:
четкость и лаконичность изложения; несет эстетическую функцию; использование сравнений и метафор; использование терминов; образность речи; применение схем, символов, формул; эмоциональность; использование эпитетов; отвлеченность и логическая стройность; имеет жанры: реферат, параграф учебника.