Успешная адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов Российской Федерации

Региональные семинары

Одной из серьезных проблем, с которой сталкивается современная российская школа, является адаптация молодых педагогов к условиям практической работы, организация взаимодействия с коллективом, руководством и, в первую очередь, с детьми. Молодые учителя, получившие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование, приходя работать в образовательные организации, сталкиваются с рядом трудностей, среди которых выделяются, прежде всего, серьезная психологическая нагрузка, необходимость организации рабочего и личного времени с выделением периодов подготовки к урокам, ведения отчетной документации, профессионального саморазвития, проблемы взаимодействия с детьми, коллегами, родителями, первоначально низкая, по сравнению с другими категориями учителей оплата труда, отсутствие отчетливого видения своего профессионального и личного развития в системе образования.

Основная роль в проведении исследований эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов принадлежит проведению диагностики и мониторинга работы молодых специалистов, их взаимодействия с наставником, участия молодых педагогов в различных программах профессионального развития и конкурсах профессионального мастерства.

Организация и проведение общероссийского исследования во всех субъектах Российской Федерации, проведенного по заказу Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (январь - май 2015 года), позволили получить актуальные данные существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов последующим направлениям:

  • динамики профессионального интереса молодых педагогов в зависимости от стажа, особенностей образовательного учреждения, муниципальной и региональной системы и политики в области образования;

  • факторов профессиональной деятельности, способствующих привлекательности профессии и перспективам профессиональной динамики и карьерного роста;

  • динамики и структуры профессиональных компетенций молодого педагога по сферам деятельности: в предмете и метапредмете, воспитательной, административной, взаимоотношениях с родителями;

  • условий, необходимых и достаточных для успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов;

  • форм и содержания подготовки молодых педагогов в соответствии с ожиданиями работодателя и современными трендами развития образования.

Аналитические данные результатов проведения I этапа – (анкетирование) и II этапа (фокус-группы) общероссийского исследования являются значимыми для реализации задач создания эффективных условий распространения моделей государственного-общественного управления образованием для успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в субъектах Российской Федерации и разработки механизмов их возможного распространения на всей территории Российской Федерации.

С целью расширения области практического использования и применения результатов выполнения научно-технических работ в системе образования руководителями и специалистами Минобрнауки России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере образования, общеобразовательными организациями, руководителями и педагогическими работниками общеобразовательных организаций в 9 Федеральных округах Российской Федерации проводятся общественные обсуждения в форме региональных семинаров по вопросам распространения результатов исследования и рекомендуемых механизмов распространения эффективных условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов во всех субъектах Российской Федерации.

Проведение общественных обсуждений в форме региональных семинаров позволят ознакомить участников с полученными результатами исследования по выделенным направлениям, а также транслировать на широкую аудиторию педагогической общественности рекомендуемые механизмы распространения эффективных условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов во всех субъектах Российской Федерации.

Результатом региональных семинаров, проведенных в 9 Федеральных округах Российской Федерации, станет реализация задач кооперирования учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования.

Цель региональных семинаров - представление результатов общероссийского исследования эффективных условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов и обсуждение механизма распространения данных условий.

Задачи региональных семинаров:

  • ознакомление участников с полученными результатами общероссийского исследования (в том числе, представление экспертных, аналитических и методических материалов, подготовленных по результатам проведенных исследований (анкетирования и фокус-групп);

  • представление рекомендаций по механизмам распространения практик по созданию эффективных условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов во всех субъектах Российской Федерации;

  • представление предложений по формированию примерной программы повышения квалификации для молодых педагогов, сформированных по результатам проведенных исследований

  • представление успешных региональных практик;

  • организация общественного обсуждения результатов исследований эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов, применяемых во всех 85 субъектах Российской Федерации.

Участники региональных семинаров:

  • представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

  • представители молодые педагоги, руководители общеобразовательных организаций;

  • представители профессионального сообщества - эксперты федерального и регионального уровней в сфере общего образования.

Сроки и место проведения региональных семинаров

Региональные семинары будут проведены в 9 Федеральных округах Российской Федерации: Центральном, Дальневосточном, Северо-Кавказском и Южном, Уральском и Приволжском, Сибирском, Северо-Западном, Крымском.

График проведения региональных семинаров

Алтайский край 9.06.2015 Амурская область 16.06.2015 Архангельская область 10.06.2015 Астраханская область 15-17.06.2015 Вологодская область 16.06.2015 Еврейская АО 16.06.2015
Забайкальский край 15.06.2015 Иркутская область 9.06.2015 Калужская область 16.06.2015 Кемеровская область 16.06.2015 Костромская область 10.06.2015 Краснодарский край 9.06.2015
Липецкая область 16.06.2015 г. Москва 9.06.2015 Мурманская область 16.06.2015 Новосибирская область 16.06.2015 Омская область 17.06.2015 Орловская область 16.06.2015
Пермский край 16.06.2015 Республика Алтай 16.06.2015 Республика Бурятия 11.06.2015 Республика Крым 16.06.2015 Ростовская область 18.06.2015 Саратовская область 30.06.2015
Тамбовская область 9.06.2015 Томская область 16.06.2015 Челябинская область 11.06.2015 Чеченская Республика 17.06.2015

Ознакомиться с материалами каждого регионального семинара можно на соответствующих страницах раздела, для этого необходимо перейти по ссылке названия региона в представленной выше таблице.

Просим направлять информационно-методические материалы, представляющие:

  1. различные формы работы с молодыми педагогами (тематические аналитические материалы, доклады, фото и видеоматериалы проходивших ранее региональных семинаров, конференций, съездов и др.);
  2. материалы региональных семинаров для наполнения информационной страницы общественных обсуждений в регионе (программу, выступающих, обсуждаемые вопросы, фото и видеоматериалы региональных семинаров)

на электронную почту или заполнив форму обратной связи на сайте молодой-педагог.рф.

Уточняющие вопросы по предоставленной информации можно также задать по телефону +7 (499) 653-99-58.

Ответственное лицо – Капшукова Юлия Геннадиевна