Успешная адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов Российской Федерации

08 сентября 2016 Конвертировать в Word

Текущая ситуация в системе начального общего и основного общего образования в области соблюдения единых подходов к формированию основных видов речевой деятельности на этапе начального общего и основного общего образования (на основании опроса)

С 22 по 31 августа по заказу Минборнауки среди педагогических работников системы общего образования проводился опрос с целью изучения готовности образовательных организаций к повышению квалификации работников образования по вопросам совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС.

За указанный период времени в опросе приняло участие 4329 человек, из них:

а) педагогические работники, реализующие программы начального общего и основного общего образования (включая учителей русского языка и литературы) - 3694 человека, из них:

педагоги начальной школы – 934 человека;

педагоги основной школы – 2668 человек;

б) руководители образовательных организаций; представители органов управления образованием, специалисты федеральных, региональных, муниципальных организаций дополнительного профессионального образования - 635 человек.

Используют ли нормативные и рекомендательные документов (всероссийского, регионального, муниципального и др. уровня), освещающих вопросы соблюдения единых подходов (единый речевой режим) к формированию единых требований к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся начального общего \основного общего образования педагоги и руководители? Да, можно утверждать, что используют – 68% педагогов и 73% руководителей. При этом, подавляющее большинство в качестве таких документов называет: ФГОС, закон об образовании РФ, ряд рекомендательных писем Минобрнауки, в целом регламентирующих образовательную деятельность в школе. При этом, наши респонденты отмечают что на сегодняшний день нормативных требований к соблюдению единых подходов, закрепленных на федеральном, региональных, муниципальных уровнях, НЕТ.

В ряде школ – разработаны локальные нормативные документы, регламентирующие вопросы соблюдения единых подходов (например, Положение о соблюдении единого речевого режима, Положение о едином орфографическом режиме и др. документы), однако многие отмечают что при их разработке использовались документы, давно утратившие силу ((«Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М).

Наибольшее количество педагогов испытывают трудности, связанные с отсутствием материалов для измерения достигнутого уровня планируемых результатов обучения учащихся, включая метапредметные результаты, и трудности, связанные с отсутствием / недостаточной обеспеченностью научно-методическими рекомендациями по реализации требований стандарта. Практически нет проблем с непониманием содержания ФГОС как нормативного документа.

Почти треть (27%) испытывают трудности психологического плана, связанные с необходимостью изменений в привычной работе.

Рассмотрим в целом понимание учителями единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности. По данным опроса - к счастью, лишь 2% ответили, что учителя не знакомы с едиными подходами к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности.

А, что приятно, 66% опрошенных считают, учителя начали внедрять новые подходы (33%) или учителя уже работают в соответствии с идеями, заложенными во ФГОС и внедряют единые подходы к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности (остальные 33%).

Однако чуть более 30% опрошенных отмечают сложности с пониманием учителями единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности. Так,

11% - учителя знакомы с идеями стандарта в части единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности, но не понимают, как это отразится в методике преподавания предмета. 20% имеют лишь общее представление об изменениях в методике преподавания предмета с связи с формированием метапредметных результатов обучения.

Данные результаты нашли свое подтверждение в небольшом «экспресс-тесте» на знание основных видов речевой деятельности школьников. Был задан все лишь один вопрос с просьбой перечислить основные виды речевой деятельности.

В итоге – что мы видим, действительно – чуть более 60% опрошенных (как педагогов, так и руководителей) - корректно определяют основные виды речевой деятельности, что позволяет нам утверждать, что они используют и в методике преподавания единые подходы к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности.

Хотелось бы отметить достаточную самокритичность руководителей школ - 31% честно признались, что не знают определения основных видов речевой деятельности школьников.

Однако, в целом – настораживает незнание данного вопроса у 34% педагогов и 37% руководителей. Из чего следует необходимость в проведении как курсов ПК по данному вопросу, так и оказания разного рода методической и консультационной помощи.

В следующем блоке вопросов проанализировали мнения педагогов и руководителей об отражении в ПК новых достижений, о б основных направлениях, рассмотрение в программах повышения квалификации учителей вопросов единых подходов к оцениванию основных видов речевой деятельности. Практически единый ответ получили на вопрос о необходимости включения в программы повышения квалификации вопросов методики преподавания предметов, практико-ориентированных приёмов, форм работы, которые позволяют сохранять единую образовательную и речевую среду: 83% педагогов ответили на этот вопрос утвердительно.

Данная статистика подтверждает необходимость и актуальность всего комплекса мероприятий, который проводится и будет проводится по заказу Минобрнауки России в части разработки методических материалов, ПК и обучению педагогических работников по вопросам соблюдения единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности на этапе начального общего и основного общего образования

Следующая часть вопросов позволила нам определить спектр тем, которым следует уделить внимание при формировании содержания ПКП по соблюдению единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности на этапе начального общего и основного общего образования, а также при разработке методических рекомендаций по данной тематике.

На первый вопрос в этой части о необходимости учителя-предметника знать особенности грамматических, речевых, орфографических ошибок и исправлять их в речи школьников мы получили следующие результаты: 86% педагогов и 88% руководителей считают, учитель-предметник (не только учитель русского языка) должен знать грамматические, речевые, орфографические ошибки и исправлять их в речи школьников.

Необходимость единых требований по соблюдению единых подходов по данному вопросу для учителей-предметников налицо. При этом, следует обратить внимание на тот факт, большинство педагогов (68%) и руководителей (66%) считают необходимым снижать оценки за ответ ученика (устный и\или письменный), если в ответе допущены речевые, грамматические или орфографические ошибки.

Закономерным в контексте предыдущих ответов является мнение большинства педагогов об обязательности применения единых требований к оцениванию по всем видам ученических работ. 80% педагогов считает необходимым применять единые требования при оценивании письменных работ и сочинений. Чуть меньше педагогов – 60% - считают необходимым учитывать единые требования и при оценивании устных ответов.

На основании проведенного анализа можно сделать выводы.

Структура и содержание программ повышения квалификации учителей начальной школы и учителей-предметников основной школы в малой степени учитывают специфику современных подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности. Готовность образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования педагогических кадров, по реализации программ, направленных на соблюдение единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся уровня начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС находится на невысоком уровне. Необходимость соблюдения единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся уровня начального общего и основного общего образования признается как самими педагогами, так и руководством ОО. Отмечается отсутствие единых нормативно-методических документов федерального/регионального уровня, обеспечивающих применение единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности.

Тем самим, является актуальным разработка методического и нормативного обеспечения по реализации единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности на этапе начального общего и основного общего образования.

Количество голосов: 0 Понравилось

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая