Успешная адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов Российской Федерации

01 августа 2017 Конвертировать в Word

Актуальные проблемы, цели и задачи реализации единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности на этапе начального общего и основного общего образования

Русский язык – язык обучения является одним из центральных элементов, который обеспечивает эффективность и качество процесса совершенствования образования на всех его этапах.
В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Однако на ряду с этим, наблюдается неготовность педагогических кадров к соблюдению единых требований к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности, что является одной из главных проблем при обучении русскому языку как государственному.
Для решения этой проблемы и в то же время формированию общедидактических профессиональных компетенций преподавателей - предметников, осознанию корреляционной зависимости между уровнем общепедагогичеких и лингвометодических знаний; а также формированию рефлексивных умений и навыков – анализа, оценки и корректировки собственной профессиональной деятельности предлагается рассмотреть модель минисловарей.
Для общего повышения мотивации обучения, активизации когнитивных процессов, а также решения проблем развития и воспитания личности существует необходимость разработки специальной методической системы обучения русскому языку, которая будет охватывать всю образовательную деятельность, а также будет нацелена на формирование функциональной грамотности.
Необходимо, чтобы эта система соответствовала бы требованиям ФГОС и вызовам времени, и в то же время многократно увеличивала поток информации обучающего характера, которая будет доступна школьникам и имела широкое применение информационных технологий в образовании и тенденцию к интеграции содержания разных предметных областей.
Основной целью образования является становление личности, которая будет способна саморазвиваться при непрерывном образовании.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для достижения указанных целей, учитель должен не только передавать готовые знания, а и ориентировать, мотивировать ученика на проявление инициативы, творческого поиска путей решения проблемы, активную деятельность, понимание личного смысла этой деятельности, стремление к саморазвитию.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что в основе современной образовательной деятельности лежит принцип сотворчества, при котором наблюдается сотрудничество учителя и ученика в разнообразной деятельности, в труде, познании, общении.
При этом становятся уместными универсальные методы и способы работы с информацией, единые подходы к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности. Выработка этих подходов находится в области формирования образовательной среды. Подходы, реализуемые в методике обучения русскому языку становятся средством формирования единых подходов.
Согласно Примерным программам по русскому языку среди метапредметных результатов обучения указываются:
- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Применение таких полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений невозможно достичь только усилиями учителей русского языка. Исходя из этого, для решения данной задачи на межпредметном уровне требуется создание методической системы, которую должны освоить и использовать учителя всех общеобразовательных дисциплин.
Особенности применения на практике единых подходов к основным видам речевой деятельности:
к упрощенному пониманию сущности формирования видов речевой деятельности ведет отсутствие разработанных нормативных и рекомендательных документов на федеральном уровне базовые понятия освоения чтения, письма, слушания и говорения находятся в плоскости обмена опытом и не выходят на универсальные подходы в обучении;
система терминов и понятий весьма размыта и подвижна как в сопоставлении этапов обучения, так внутри предметных областей;
не систематизированы и зачастую носят спонтанный характер универсальные приемы работы с языком математики, информатики, физики, истории, химии, географии, биологии, а также не базируются на научных понятиях и закономерностях;
на практике нет осмысления роли учителя русского языка и литературы как координатора и организатора метапредметной работы в школе.
Целенаправленная работа всего педагогического сообщества приобретает важную роль в формировании единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности По материалам проекта «Организация мероприятий по повышению квалификации работников образования по вопросам совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся ступени начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС», выполняемого по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.

Автор Администратор

Количество голосов: 0 Понравилось

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая